Развивающие занятия для детей с ИКТ – формирование речи
Развивающие занятия для детей с применением ИКТ для формирования речи предлагает центр «Детвора». Современный ребёнок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает всё большее место в деятельности дошкольников. Многие родители считают гаджеты достойной альтернативой чтению и беседе с ребенком. При частом просмотре низкокачественных не развивающих видео ресурсов страдает речь детей. В связи с этим, проблема развития речи на сегодняшний день, продолжает быть актуальной. Однако не стоит занижать значение компьютерных технологий при формировании речи у дошкольников. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающим. Благодаря компьютерным технологиям, в более короткие сроки можно решить такие задачи как:
- пополнение словарного запаса;
- формирование грамматического строя;
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- формирование связной речи;
- развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.
У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе наш мир.
Возможности и преимущества медиа занятия:
- повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- появление возможности моделировать объекты и явления;
- увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала;
- развитие наглядно-образного мышления.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер;
- легкость для самостоятельных занятий ребенка;
- развитие широкого спектра навыков и представлений;
- высокий технический уровень;
- возрастное соответствие;
- занимательность.
Существующие обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
- Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
- «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией;
- Простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков;
- Игры-путешествия, «бродилки»;
- Простейшие программы по обучению экологии, чтению, математике и т.д.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка. Повышать креативность ребенка, умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются:
- презентации;
- слайд-шоу;
- мультимедийные фотоальбомы;
- видеофрагменты;
- интерактивные схемы;
- модели.
Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично и доступно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:
- Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
- Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли.
- Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
- Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.
Применение ИКТ позволяет активизировать деятельность детей дошкольного возраста, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.